Железнодорожная романтика с подстаканниками

В бытность существования общего союзного государства мы в основном путешествовали по стране по железной дороге на поездах. Самолёты были дороги, да и не везде были аэропорты, автобусы были не совсем совершенные, часто ломались даже на небольших междугородних переездах. Но в основном дорог нормальных у нас не было, имеется в виду автомобильных. Были основные магистрали, которые соединяли большие города, остальная часть страны была попросту грунтовой, или как говорили, это не дороги, это направления. Именно тогда и зародилась поездная романтика, и подстаканники являются неотъемлемой её частью. Сегодня можно заказать дизайнерские подстаканники онлайн с доставкой в любой город. Раньше же эти произведения соцреализма были доступны всем, кто купил билет на поезд.

Плацкарт или купе

В поездах, помимо гранённых стаканов в красивых подстаканниках было много чего интересного. Очень удивительная вещь для советского, почти коммунистического строя, где все провозглашались равными – существование разных классов вагонов. Это как у тогдашних буржуев – эконом класс, бизнес-класс и первый класс. В Союзе было три вида вагонов (на самом селе чуть больше, но не для всех). Самый просто эконом класс, это жёсткие вагоны. С виду вроде как плацкартный, но полки могут быть просто из гнутой фанеры. И что самое главное, лежать на этих полках нельзя, они чисто для сиденья. То есть это как в автобусе, есть сидячие места, а есть и стоячие, и билет стоит одинаково. Чай с подстаканниками здесь, как правило не предлагался.

Второй более комфортный класс, это плацкартные вагоны, в которых за билет пассажир получал своё спальное место, и полку для своего багажа. Боксы в таких вагонах не имели дверей, и существовали в проходе боковые полки, билеты на которые стоили столько же, сколько на полки в боксах. В этом открытом пространстве люди ездили и в дальние путешествия, из Москвы до Байкала и обратно. Две недели в коммунальной квартире с несколькими десятками соседей.

Для обычных людей самым комфортным вариантом был купейный вагон. В одном купе было четыре места, два нижних, и два верхних. Дверь в купе запиралась, это было очень престижно, но очень дорого. Зачастую билет на поезд в купейном вагоне стоил дороже перелёта в этот же город.